Постановка программ в фигурном катании

Опишу алгоритм действий при создании программы для фигурного катания или что за чем идет. Публикация больше для родителей и спортсменов — старался писать понятным языком. Независимо от того, по какому разряду выступает спортсмен, по юному фигуристу или по мастерам, порядок действий при постановке одинаков. Хочу сразу сказать, что ниже приведен идеальный вариант последовательности действий, в жизни часто бывает иначе. Также я приведу курьезные примеры из своей практики.

  1. Выбор музыки
  2. Создание образа
  3. Постановка программы
  4. Хореографическая доработка
  5. Пошив платья
  6. Накатывание программы

Разберем подробнее.

Театр начинается с вешалки, а постановка программы для фигурного катания с музыки.

Алексей, тренер

Выбор музыки

На этом этапе подбирается музыкальная композиция для выступления фигуриста в соответствии с разрядом, уровнем подготовки, индивидуальными особенностями. Проводятся все необходимые операции с музыкой — обрезка, склейка, выравнивание, микширование, аранжировка, удаление шумов и другие. По окончании всех этих операций у вас должен быть готовый вариант композиции в формате MP3 с 256 — 320 kbps. Возможно, на последующем этапе придется еще вернуться к музыке, ниже расскажу почему. Нужно понимать, что при выборе музыки есть большие временные затраты: поиск, прослушивание, выбор вариантов, обработка. Не все тренеры хотят тратить на это свое свободное время, ведь проще взять уже готовую композицию из былых программ. Обрезать у нее как-нибудь хвост под нужный разряд — готово. И так сойдет. А нет, забыл, иногда еще потом подрезать приходится, пару раз.

Фигурное катание, а российское в особенности, держится на активной заинтересованности родителей. Подтверждением тому служат автобиографии выдающихся спортсменов.

Алексей, тренер.

Так вот сейчас — это тот самый момент, когда Вы можете проявить свою активную заинтересованность в результате и предложить тренеру взять на себя решение вопроса с музыкой для программы вашего ребенка. Пример разговора такой: «Татьяна Анатольевна, я возьму на себя работу по подбору музыки к выступлению. Просто скажите ваши пожелания к композиции и сроки.» Для тренера камень с плеч, для вас оригинальная композиция и возможность показать тренеру, что вам «не все равно».

Создание образа

Кого будет играть спортсмен?

Алексей, тренер

Итак, музыка у нас есть, пришло время придумать образ. Образ — это то, кого будет играть спортсмен. Он включает в себя совокупность следующих элементов: музыка, костюм, мимика, эмоции, которые будет транслировать фигурист зрителю. От этого впоследствии будет зависеть хореография и костюм для выступления. Часто тренеры, в силу загруженности, пропускают этот пункт. Если такое произошло с вашим ребенком, то жаль. В оценке выступления на соревнованиях есть оценки за элементы и есть за компоненты. Загляните в свои листочки детализации оценок с прошлых соревнований. Например, у «юного фигуриста» оцениваются 2 компонента и один из них «представление» (программы), а в 1, 2 и 3 юношеских разрядах добавляется еще и компонент «интерпретация музыки/музыкальность». Так что фигуристка, которая знает, кого она изображает, может точнее передать образ и имеет больше шансов повысить свой результат выступления за счет оценки за компоненты. Образ персонажа зависит от музыкальной композиции, но не всегда явственно следует из музыки, приходится покреативить.

Вот наглядный пример. По моему мнению произвольная программа Юлии Липницкой сезона 2013 — 2014 — это пример 100 % попадания в образ. И музыка, и платье, и мимика, и хореография, и эмоции — все сложилось!

Постановка программы

Тренер или хореограф-постановщик, уже имея на руках музыку, руководствуясь перечнем элементов, подлежащих исполнению в программе (прописан в ЕВСК для каждого разряда), придумывает и записывает программу выступления спортсмена. Элементы расставляются так, чтобы «попадали» в музыку, особенно это касается хореографической последовательности (ChSq1) и дорожки шагов (StSq). Делая музыку для соревнований спортсменам, я предусматриваю для спиралей и дорожек «подъемы» в композиции, хорошо ложатся эти элементы на припев. На этапе постановки программы и позже, при накатывании программы спортсменом, нередко возникает необходимость продлить или сократить длительность музыки (не помещается что-то из программы или спортсмен перекатывает время композиции). Лайфхак: на такие случаи сразу оговаривайте с тем, кто вам делает музыку, возможность редактуры (желательно, бесплатной).

Хореографическая доработка

Этот этап создания программы особенно важен для старших разрядов. Заключается в добавлении хореографом в уже поставленную программу жестов, мимики и других хореографических фишек, позволяющих наиболее точно передать образ и сделать катание более эстетичным. Иногда это работа лежит на тренере, как, например, у меня в спортшколе. Так бывает, если в штате нет хореографа или хореограф не очень «ледовый».

Пошив платья для фигуристки

О, да! Это самый любимый этап для фигуристок и их мам! И бывают случаи, когда… с пошива платья начинают создавать программу. Это неудобно всем и вот почему: приходится подбирать музыку и образ под костюм, а это сужает выбор.

«Алексей, нужна помощь с программой для 3 юношеского разряда… Мы хотим рок-н-ролл, но платье нам уже шьют, желтое, как цыпленок…»

В итоге сделал музыку в стиле rockabilly, но платье дополнили темной жилеткой

Кроме того, платье для девочки — это момент мотивационный. У меня была история, когда спортсменка, получив платье и сделав фотосессию в нем, утратила интерес к дальнейшему выступлению. Так что с пошивом платья лучше повременить. И если есть возможность, то лучше отказаться от навязываемых платьев б/у (так бывает), свое «платьюшко» лучше — это понятно даже папам фигуристок. К костюму в фигурном катании предъявляются некоторые требования, они изложены в правиле 501 «Специальных и технических правил ISU». Когда платье будет готово, ОБЯЗАТЕЛЬНО организуйте прокат в платье, с исполнением всех элементов программы в полном объеме. Это нужно для проверки всех крючков, пуговиц и других частей костюма на прочность. Также важно получить от фигуристки обратную связь, что ничего нигде не тянет, колготки не сползают, а нога поднимается в бильман.

Накатывание программы

Тут все понятно. Больше льда — лучше результат. На этом этапе тоже иногда возникает потребность изменения длительности музыки или структуры композиции. Обычно по тем же причинам — не помещается что-то из программы или фигуристка перекатывает время музыки.

На этом, пожалуй, все, расширенная получилась публикация. Если вы нашли ошибку или хотите узнать условия изготовления музыки, то напишите мне через форму ниже или любым другим способом.

Желаю удачи на соревнованиях! Пусть побеждает тот, кто лучше подготовился.

Укажите действующий адрес электронной почты для ответа Вам
Начните писать сообщение